7 советов по выбору дорожных плит: размер и виды

Содержание

  1. №1. Процесс производства дорожных плит
  2. №2. Плюсы и минусы дорожных плит
  3. №3. Где используют дорожные плиты?
  4. №4. Виды плит, маркировка и размер
  5. №5. Что учесть при покупке?
  6. №6. Особенности транспортировки дорожных плит
  7. №7. Особенности укладки дорожных плит

Дорожные плиты – отличная альтернатива привычному асфальтовому покрытию. Они используются для строительства временных и постоянных дорог, аэродромов, складских и производственных площадок, а также там, где в максимально короткие сроки требуется получить прочное покрытие, способное выдерживать вес гусеничной и тяжелой колесной техники. Дорожные плиты используются и в частном строительстве, например, для обустройства придомовой территории. Широкий ассортимент плит позволяет отыскать изделие с максимально подходящими эксплуатационными характеристиками. Чтобы правильно выбрать дорожную плиту, необходимо знать, каких видов и размеров бывают эти изделия, а также разбираться в нюансах маркировки. Прольем свет на все эти вопросы.

№1. Процесс производства дорожных плит

Сегодня под дорожными плитами понимают плоские железобетонные изделия толщиной 120-240 мм, которые могут принимать на себя и равномерно распределять большие нагрузки, потому с их помощью исполняют даже аэродромные площадки. Первые дорожные плиты были применены еще в начале ХХ века. Это был эксперимент, в ходе которого хотели сравнить прочность обычного асфальта и бетонных плит. Эксперимент длился несколько десятков лет, так как надо было сравнить еще и долговечность покрытий. Обнаружилось, что асфальт нуждался в замене уже через 10 лет, а каждые 3-4 года его надо было ремонтировать. Бетонные плиты прослужили около 40 лет без серьезных деформаций и выиграли в этом соревновании.

В чем же секрет столь рекордной долговечности бетонных плит и их высокой прочности? Искать ответ на этот вопрос надо, изучая особенности производства дорожных плит:

  • основа любой плиты – тяжелый бетон марки М350 и выше. Параметры морозостойкости и водонепроницаемости бетона могут разниться, выбор данных характеристик зависит от особенностей климата региона, где будут использованы плиты. Как бы там ни было, при производстве не используют бетон с морозостойкостью менее 100 циклов;
  • чтобы сделать плиту прочнее, в бетон добавляют гранитный наполнитель или известняковый щебень, могут использоваться воздухововлекающие добавки. Плиты с гранитным наполнителем отличаются максимальной долговечностью;
  • сердцем плиты, точнее ее каркасом, выступает арматура. Она может быть ненапряженной и предварительно напряженной. Второй вариант позволяет выпускать более прочные изделия, способные выдерживать солидные нагрузки. Для создания ненапряженного каркаса используют арматуру марок А-1, А-3, А-3с, а также проволоку типа ВР-1 (диаметр 6-8 мм). Для напряженного каркаса используют арматуру А-5, АТ-4 и АТ-5;
  • плиты изготавливают при помощи специальных форм, в них устанавливают две арматурные сетки, которые фиксируются на определенном расстоянии друг от друга. Стенки формы обрабатываются смазкой для облегчения распалубки. Когда форма готова и каркас установлен, производится заливка бетона. Чтобы он равномерно распределился и заполнил все пустоты, производят уплотнение на вибрационных установках. После этого форму отправляют в термокамеру на 8-12 часов, где на изделие воздействуют горячим паром. Когда смесь застыла, производится распалубка и маркировка;
  • готовые плиты складируют на ровное основание, между рядами используются деревянные прокладки;
  • для облегчения монтажа в плитах предусмотрены металлические монтажные петли. После установки петли не будут выступать над поверхностью дорожного покрытия. Реже вместо петель делают пазы или отверстия для цангового захвата.

Все бетонные плиты отличаются достаточно высокой морозостойкостью, прочностью, устойчивостью перед осадками и механическими повреждениями, высокой долговечностью. Максимальная нагрузка зависит от того, какой бетон использовали при производстве.

№2. Плюсы и минусы дорожных плит

Дорожные плиты пользуются достаточной популярностью в связи с массой преимуществ:

  • простота укладки и высокая скорость монтажа. Готовое дорожное покрытие из плит можно получить намного быстрее, чем при классической технологии асфальтирования;
  • относительно невысокая стоимость дорожных плит. Работы по обустройству дорожного покрытия данного типа удешевляются еще и в связи с отсутствием необходимости проводить разработку грунту и прочие сопутствующие работы;
  • бетонные дорожные плиты выдерживают значительные нагрузки;
  • долговечность ЖБИ плит;
  • устойчивость плит к температурным колебаниям, морозам, влаге, вибрациям, ультрафиолету и прочим негативным факторам;
  • возможность использовать плиты повторно, что особенно удобно при организации подъездов к строительной площадке. После того, как строительство на одном объекте завершено, можно демонтировать плиты и уложить их на новом объекте. Внешне они уже вряд ли будут выглядеть, как новые, но их технические характеристики останутся на прежнем уровне. Подобное ухищрение позволяет здорово сэкономить при организации дорожного полотна на стройплощадке.

Из минусов можно отметить разве что наличие швов, но для временных дорог это не такой уж значительный недостаток, а дороги постоянного назначения можно покрыть асфальтом. Альтернативный вариант – заделка швов строительными растворами.

Главное при сооружении дорожного покрытия из готовых плит – это качество материала. Его гарантией может выступать имя производителя. В Москве и Московской области плиты ЖБИ для дорожных работ предлагает завод ЖБИ «Стройнеруд», который производит продукцию по ГОСТам и проводит постоянный контроль качества. Высокая производственная мощность позволяет в кратчайшие сроки выполнять самые крупные заказы, а собственный автопарк – оперативно доставлять продукцию. Сотрудничество напрямую с заводом – это гарантия не только качества, но и выгодной цены, так как удается обойтись без посредников.

№3. Где используют дорожные плиты?

ЖБИ плиты выпускаются разного размера и формы, разной толщины, с разного типа арматурой и с использованием бетона разных марок. Несложно догадаться, что и сфера применения будет достаточно широкой. Вот основные отрасли, где используются бетонные дорожные плиты:

  • для построения постоянных дорог внутригородского и междугороднего назначения. Плиты можно использовать даже в северных районах, так как они переносят температуры до -400С, а некоторые типы – и ниже;
  • для построения временных дорог, ведущих, например, к строительной площадке, разрабатываемому карьеру и т.д.;
  • для обустройства рулёжных дорожек и ВПП аэродромов;
  • аэродромные плиты используются и как основание для тяжелых конструкций из железобетона и металла;
  • для ремонта изношенного асфальтового покрытия;
  • для сооружения трамвайных путей;
  • для повторного использования при возведении временных дорог, так как плиты не только быстро укладываются, но и быстро демонтируются;
  • в частном строительстве ЖБИ плиты можно использовать для организации территории около дома, при создании подъезда к зданию, пешеходных дорожек и т.д.;
  • есть и нестандартные варианты использования дорожных плит. Порой их применяют для организации ограждения промышленных предприятий.

Более того, для частного строительства выпускаются штучные плиты, которые имеют не скучную серую и гладкую поверхность, а цветную и рифленую. Тисненая поверхность положительно сказывается на противоскользящих свойствах плиты. В продаже можно встретить плиты шестиугольной, треугольной, ромбической и многоугольной формы. В итоге можно получить достаточно оригинальное оформление участка, а если скомбинировать плиты с брусчаткой или гравием, то результат будет и вовсе очень эффектным.

Дорожные плиты становятся все более универсальными, ведь применимы не только в промышленности и масштабном строительстве, но и при выполнении частных строительных работ.

№4. Виды плит, маркировка и размер

Изготовление ЖБИ дорожных плит регламентируется ГОСТом 21924.0-84. Этим же документом все выпускаемые плиты делятся на три типа:

  • ПДП – плиты дорожные универсальные, которые подходят для строительства временных и ненагруженных постоянных дорог. Выдерживают нагрузку от 10 до 30 т, переносят морозы до -500С, могут использоваться повторно;
  • ПДН – плиты дорожные предварительно напряженные, обладают более высокой прочностью, могут использоваться при сложных условиях, например, в регионах с суровым климатом (до -550С) и при мягком грунтовом основании;
  • ПАГ – плиты аэродромные, для них существует отдельный стандарт, ГОСТ 25912-2015. Это тяжелые плиты повышенной прочности, которые могут выдерживать нагрузку тяжелого транспорта и использоваться для обустройства ВПП. Изделия выдерживают нагрузку до 75 т при температуре до -350С.

Размер и форма плит колеблются в широких пределах, выпускаются изделия с гладкой и рифленой поверхностью. Последний вариант выгоден с точки зрения лучшего сцепления с колесами автомобиля.

Выше упомянутым ГОСТом 21924.0-84 регламентируется и маркировка плит. В ней шифруется назначение, форма и размер изделия. Пример маркировки – 2П 30-18-30. Чтобы понять, о какой плите идет речь, надо знать нюансы составления подобных формул:

  • первый цифровой символ (1 или 2) указывает на тип покрытия, которое можно получить при использовании таких плит. 1 – это плиты для постоянных дорог, 2 – для временных;
  • второй символ (или группа символов) обозначает форму изделия. П – прямоугольная плита, ПБ и ПББ – прямоугольные плиты с одним или двумя совмещенными бортами соответственно, ПТ – плита в форме трапеции, ПШ, ПШД, ППШ, ДПШ, ПШП – шестиугольные плиты и их части;
  • третья часть формулы пишется через точку или тире. В нашем примере это 30-18, но может встречаться маркировка 30.18. Это числа, указывающие на округленную длину и ширину плиты в дециметрах, т.е. 30-18 – это плита длиной 3 м и шириной 1,75 м;
  • последнее число означает максимально допустимую нагрузку на плиту в тоннах. В нашем случае это 30 т.

Наиболее популярными плитами являются прямоугольные, их легко соединять друг с другом, они универсальны. Трапециевидные и шестиугольные элементы производятся в небольших количествах. Для них в маркировке указывают только один параметр: для трапециевидных (ПТ) – длину, для шестиугольных (ПШ) – величину одной стороны.

Совмещенным боротом в плитах называют небольшой выступ длиной 15 см на нижней поверхности. Если он один, его делают на длинной стороне, если два – то на двух коротких.

Среди дополнительных обозначений в маркировке стоит отметить:

  • буква Б в конце означает, что в плите есть пазы для беспетлевого монтажа или отверстия для цангового захвата;
  • для предварительно напряженных плит после значения максимальной нагрузки указывают класс арматурной стали. Если на плите написано 1П60.18-30АV, значит, перед вами прямоугольная плита для постоянных дорого размером 6*1,75 м, она выдерживает нагрузку 30 т и изготовлена с использованием стали типа АV.

Отдельно стоит выделить маркировку аэродромных плит ПАГ согласно ГОСТу 25912.1. В их маркировке присутствует указание на тип плит (ПАГ), а следом идет толщина плиты в сантиметрах, затем класс использованной арматурной стали (А-IV, А-IVC, Ат-IV, AV и т.д.). Пример – ПАГ-14AV.

ГОСТ Р-56600-2015 регулирует маркировку плит типа ПДН. В обозначении обязательно присутствует указание типа плиты (ПДН), ее назначения (1 или 2), а также толщины в сантиметрах. Пример – 1ПДН-14. Может встречаться и другой тип маркировки, так как сейчас действует несколько ГОСТов и ТУ.

В дорожном строительстве чаще всего используют плиты следующих видов:

  • 1П 30-18-30 – подходят для строительства дорог постоянного использования в регионах, где температура не падает ниже -400С;
  • 2П 30-18-30 – те же плиты, но для строительства временных дорог;
  • 2П 30-18-10 – плиты для временных дорог с максимальной нагрузкой до 10 т;
  • ПДП 3*1,5 Н30 – плиты длиной 3 м и шириной 1,75 м, масса 2,2 т, выдерживают нагрузку 30 т. Это универсальный материал для строительства дорог любого типа;
  • ПАГ-14 используются для аэродромов и дорог с повышенной нагрузкой, выдерживают до 75 т.

Дорожные плиты выпускаются в бОльшем разнообразии, чем аэродромные. Можно приобрести дорожные плиты длиной 1,5-6 м и шириной 1,0-3,7 м, высота колеблется от 12 до 24 см. Аэродромные плиты более стандартизированы, выпускаются, как правило, длиной 6 м и шириной 2 м, отличается только толщина, от 14 до 20 см. Плиты ПАГ 14 можно использовать для обустройства аэропортов, рассчитанных на прием легких самолетов, плиты ПАГ 18 и ПАГ 20 – вариант для ВПП, куда садится тяжелая авиация.

Маркировку наносят прямо на плиту, точнее на ее торец. Важно, чтобы надпись была хорошо читаемой и оставалась видимой при хранении. Также важно, чтобы на торце был указан производитель или торговая марка, вес плиты, дата изготовления и штамп проверки качества. Кроме маркировки, на плите должны быть знаки, указывающие на центр тяжести, и точки опирания при складировании.

Маркировка наносится при помощи трафарета, штампом или маркировочной машиной, допускается нанесение от руки. Важно, чтобы краска была влагостойкой и быстросохнущей, темного цвета.

№5. Что учесть при покупке?

Проанализируйте все факторы, которые будут влиять на плиты при будущей эксплуатации. Главные параметры – это нагрузка и температура. Если по дороге будет осуществляться интенсивное движение, то надо брать плиты, которые выдерживают до 30 т и более. Если обустраивается подъезд к частному дому, то можно запросто обойтись плитами, которые выдерживают нагрузку до 10 т. Также важно учесть тип возводимого полотна – постоянное или временное.

Цена дорожных плит зависит от марки используемого бетона, класса стали, веса арматуры и технологии производства. Когда речь идет о сооружении ответственных объектов, очень важно предварительно произвести расчеты и определить наиболее подходящий тип плит. Если необходимо соорудить временную дорогу или дорогу с небольшой нагрузкой, то допускается использовать б/у дорожные плиты. Это отличный способ сэкономить. К тому же, плиты легко демонтируются, а качественные материалы, применяемые во время производства, позволяют использовать их многократно.

Б/у дорожные плиты бывают двух сортов:

  • первый – плиты, которые находились под строительными вагончиками и парковками, сохранили геометрию, имеют практически идеальный внешний вид;
  • второй – плиты, которые использовались для дорог с приличной нагрузкой, имеют видимые сколы и трещины, которые, в принципе, не так уж сильно влияют на эксплуатационные качества.

№6. Особенности транспортировки дорожных плит

Дорожные плиты – тяжелые изделия, которые требуют соблюдения особых условий транспортировки, чтобы к месту укладки они доехали в целости и сохранности. Всеми проблемами доставки обычно занимаются фирмы-производители, но и покупателю не мешает знать общие правила доставки подобного рода грузов.

ЖБИ плиты перевозятся грузовиками с открытым кузовом и краном-манипулятором. Для доставки тяжелых плит или большого количества изделий используют грузовики длинномеры. Если необходимо перевезти плиты нестандартных крупных размеров, то на помощь приходят планомеры, грузовики с большой грузоподъемностью и удлиненным кузовом.

Важно, чтобы продавец, производитель или перевозчик правильно уложили и закрепили плиты. В противном случае на ходу плиты могут сместиться и получить повреждения. Погрузка и выгрузка осуществляются плавно и аккуратно, при доставке выбирают небольшую скорость.

№7. Особенности укладки дорожных плит

Общественные дороги и площадки временного типа не требуют серьезной подготовки основания. Достаточно создать песчаную подушку, тщательно ее утрамбовать и монтировать плиты, бордюрный камень не понадобится.

Дороги постоянного пользования монтируются с учетом следующих нюансов:

  • под будущей дорогой вынимается грунт на глубину 25-50 см, дно застилается геотекстилем;
  • на геотекстиль насыпается песчано-гравийная подушка слоем 20-30 см для устойчивости будущей дороги. Усилить прочность можно добавлением сухой цементной смеси;
  • грунт увлажняется и уплотняется;
  • после утрамбовки песчаного слоя производится монтаж плит, на этом этапе заделывают монтажные пазы цементом или бетоном;
  • чтобы получить ровную дорожную поверхность, вдоль полотна натягивают шнур, на который ориентируются при монтаже плит;
  • по краям лучше использовать плиты типа ПБ и ПББ с выступами, примыкающими к бордюрному камню;
  • плиты утапливают при помощи кувалды и доски, сравнивая их с уровнем земли;
  • по краям дороги обязательно наличие бордюрного камня. Через каждые 10 м делается зазор 5-7 см, необходимый для оттока дождевой воды;
  • при необходимости сверху плиты заливаются бетонной стяжкой или укатываются асфальтом.

В частном строительстве используют плиты, рассчитанные на нагрузку 10 т. Подъезд к дому, места парковки авто обустраивают большими прямоугольными плитами, для организации дорожек можно использовать плиты поменьше, а также трапециевидные и шестигранные изделия. Технология монтажа плит такая же, как и для дорог общественного назначения. Основание может быть выполнено из песчаной подушки – она справится с небольшими нагрузками. Важно предварительно нанести разметку на грунт. Желательно, чтобы расстояние от дороги до садовых деревьев было не менее 1,5 м, иначе корни со временем могут повредить бетон. Не забывайте и об уклоне, который обеспечит свободный отток дождевой воды.

ЖБИ дорожные плиты – идеальное решение, когда надо быстро построить дорогу, способную выдерживать приличные нагрузки. Часто такое покрытие обустраивают в регионах со сложным климатом и при большой удаленности от основной трассы, т.е. там, где использовать асфальт нерентабельно или вообще невозможно.

По материалам сайта http://gbistroj.ru/

Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

К началу